Соломоплетение Беларуси включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО | Отдел культуры Гродненского районного исполнительного комитета

05 Дек 2022

Соломоплетение Беларуси включено в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

На 17-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО 1 декабря в Марокко принято решение о включении белорусской номинации «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в Министерстве культуры.Участие в сессии приняла заместитель начальника управления по историко-культурному наследию Министерства культуры Беларуси Мария Нецветаева.

Номинация подготовлена в 2020-2021 годах при финансовой и организационной поддержке Министерства культуры Республики Беларусь.

Белорусские произведения из соломки не имеют аналогов в мире, являются одной из наиболее национально отличительных форм выявления духовных ценностей и художественных традиций белорусов. Не будет преувеличением сказать, что в Беларуси этот вид ремесла обрел новую жизнь, обогатил арсенал народного искусства новыми находками, стал массовым видом современного художественного творчества. Определение «белорусская соломка» приобрело значение национального бренда. Художественные изделия и сувениры из соломки безошибочно ассоциируются с Беларусью, свидетельствуют о творческих способностях и трудолюбии белорусов.

«В Беларуси плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Начало использования восточными славянами соломы как материала для плетения относится к периоду расширения земледелия на рубеже II-I тыс. до н. э. Это ремесло ведет свои истоки от стародавних обрядов, связанных с культом хлеба и плодородия, — рассказали в Министерстве культуры. — Пластичность и художественный потенциал соломки любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного искусства. Предки белорусов считали его эквивалентом золота, а потому без сомнения могли использовать его на роскошном церковном убранстве, например, на царских вратах — главных вратах иконостаса в православном храме».

В конце XVIII — первой трети XIX века на Белорусском Полесье (Дрогичинский и Кобринский районы Брестской области) сложилась локальная художественная школа по созданию соломенных иконостасов для православных церквей. Известны два экземпляра иконостасных соломенных ворот начала XIX века в Национальном художественном музее Республики Беларусь и один — в Гродненском государственном историко-археологическом музее-заповеднике. Прямых аналогов этим художественным произведениям не выявлено. Царские врата из иконостасов полесских церквей — это уникальные образцы соломоплетения Беларуси высокой сложности, ставшие вершиной мастерства соломоплетельщиков.

«В первой половине ХХ века соломоплетение имело широкое применение повсеместно. Соломенные вещи продавались на рынках, пользуясь спросом и у крестьян, и у горожан как оригинальное украшение традиционного интерьера. С 1960 — 1980-х годов соломоплетение в Беларуси приобрело вторую жизнь, — отметили в Министерстве культуры. — В этот период развитие, популярность и известность белорусского соломоплетения за пределами республики обусловили несколько факторов. Во-первых, освоение и выпуск сувениров и декоративно-утилитарных изделий из соломы на созданных фабриках художественных промыслов в Бресте, Могилеве, Чечерске. Во-вторых, расширение приемов выразительности соломоплетения, создание жанра декоративной анималистической скульптуры в творчестве ярких мастеров — Веры Гаврилюк, Таисии Агафоненко, Ларисы Лось, Лидии Главацкой, Тамары Павловской».

Значительную роль в развитии современного соломоплетения в Беларуси имела музеефикация и реставрация уникальных произведений прошлого — соломенных царских ворот из иконостасов сельских церквей на Полесье начала XIX века, выставочная деятельность на областном, республиканском и всесоюзном уровнях.

К концу ХХ века произошел настоящий расцвет белорусского соломоплетения, изменились ее характер и стилистика.

В 2003 и 2005 годах в Минске проведены международные фестивали искусства соломки в Минске.

В 2019 году по инициативе Министерства культуры Республики Беларусь на региональном уровне совместно с учреждениями культуры и научными организациями изучено и зафиксировано современное состояние бытования соломоплетения на территории Беларуси.

Результаты этой масштабной работы показали, что в 85 регионах Республики Беларусь носителями традиций соломоплетения являются более 200 мастеров, среди которых 20 имеют почетное звание «Народный мастер Беларуси», представляющие данное ремесло на высоком художественном уровне.

В ведомстве также обратили внимание, что среди мастеров преобладают женщины. Мужчины в основном практикуют создание традиционных изделий в технике спирального плетения: емкостей больших объемов, мужских головных уборов, ритуальных рождественских масок, соломенной пластики и прочее. Более 100 мастеров работают в учреждениях культуры: домах ремесел и центрах народного творчества. Около 50 мастеров преподают в учреждениях образования. Некоторые мастера работают индивидуальными предпринимателями, ремесленниками, владельцами усадеб. Свои изделия из соломы они предлагают на ярмарках, фестивалях, выставках, в магазинах народных промыслов и сувениров.

Соломоплетение является важной частью белорусской культуры и искусства, оно отражает все перипетии социальной истории народа, его характер, ментальные и духовные предпочтения. Данная практика имеет выразительный экологический контекст. Для своих целей мастера используют исключительно природный материал, который добывается традиционными методами. Длинные стебли ржи или пшеницы вырезают вручную, серпом, чтобы сохранить их качество и эластичность, а также колористические особенности.

Культурная ценность элемента характеризуется разнообразием видов применения материала и приемов ремесла, форм изделий. Различают четыре основных вида художественной обработки соломки: спиральное плетение, плетение прямых и объемных плетенок, соломенная пластика (аппликация), конструирование из соломин («пауки»). В художественном соломоплетении используется широкий диапазон технологических приемов: применение витых и плоских плетенок, ромбических вставок, жгутиков, косых срезов, различные переплетения плоских соломинок, формирование объемных фигуративных изделий на специальном каркасе, спиральное плетение из соломенных жгутов, стянутых ивовой оплеткой или шпагатом, и иные приемы обработки соломы и формирования изделий, дающие возможность добиваться обилия форм и чрезвычайной декоративности произведений.

В целях популяризации белорусского наследия на международном уровне Министерством культуры совместно с Белорусским университетом культуры и искусств в течение 2020 года подготовлена номинация по элементу нематериального историко-культурного наследия «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения», которая в марте 2021 года была представлена в Секретариат Конвенции по охране нематериального культурного наследия.

«Соломоплетение — выразительный феномен белорусской культуры, а его сохранение и развитие — одним из приоритетных направлений деятельности по охране наследия. На законодательном уровне в Беларуси принципы сохранения и создания условий для развития и передачи потомкам традиций народных художественных ремесел определены Кодексом Республики Беларусь о культуре, регламентирована деятельность ремесленников и ремесленных объединений, обеспечена защита их прав и определенных преференций, включая налоговые льготы и возможности различных поощрений (присуждения звания «Народный мастер» или авторских наград)», — проинформировали в Министерстве.

Художественные практики соломоплетения являются живой традицией, которая непрерывно обогащается. В стране налажена система обучения ремеслу, передачи знаний о технологии обработки материала, преемственности его художественных традиций.

По всей стране действует сеть образовательных и культурных учреждений для детей и взрослых, осуществляющих обучение соломоплетению. Проводятся выставки и фестивали ремесел и народного творчества, в том числе конкурсы по соломоплетению в рамках фестиваля искусств «Славянский базар» в Витебске. Соломоплетение изучается в Белорусском государственном университете культуры и искусства, Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, других учебных заведениях страны.

Государственные музеи приобретают произведения мастеров соломоплетения и формируют музейные коллекции. Наиболее значительные коллекции изделий из соломки экспонируются в Национальном художественном музее Республики Беларусь, Национальном историческом музее Республики Беларусь, Музее древнебелорусской культуры, крупных региональных музеях.

Национальная академия наук Беларуси, кафедры этнологии и фольклора ведущих вузов страны, а также региональные центры фольклора занимаются идентификацией, изучением и продвижением соломоплетения.

Кстати, белорусская соломка стала пятым национальным элементом в списках Всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО — наряду с рождественским обрядом «Колядные цари» в д. Семежево, торжеством в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской в Будславе Мядельского района Минской области, весенним обрядом «Юрьевский хоровод» в д. Погост в Гомельской области и культурой лесного бортничества Беларуси на примере Лельчицкого района Гомельской области.