«Мне преподали фольклор в университете народной культуры трех деревень – Таневичей, Житомли и Вертелишек». Поговорили с Таресей Адамович | Отдел культуры Гродненского районного исполнительного комитета

21 Янв 2021

«Мне преподали фольклор в университете народной культуры трех деревень – Таневичей, Житомли и Вертелишек». Поговорили с Таресей Адамович

Лауреат премии имени Александра Дубко в области культуры, режиссер народного театра народной песни «Матуліна песня» Житомлянского дома фольклора Тареса АДАМОВИЧ – о студенчестве в «народном» университете, встрече с Александром Лукашенко и истинном смысле общественного одобрения. 

Тропинка в фольклор

– До поступления в столичный институт культуры в народном творчестве я совсем не разбиралась. Для меня это был темный лес, хотя моя родная деревня Таневичи Щучинского района и слыла песенной. Друзья-студенты ухахатывались, потому что я путала народные и застольные композиции.

Вместе с нами учились болгары. Они очень любили свою страну, часто рассказывали о родине. Я тоже стала задаваться вопросом: «А что делается в моей деревне? Из какой культуры я вышла?» И, возвращаясь на каникулах домой, часто захаживала к односельчанам старшего возраста. Они пели, я записывала слова и пробовала запомнить мелодию на слух. 

Когда в 1983 году приехала в Вертелишки, руководитель народного ансамбля песни и танца «Нива» заслуженный работник культуры БССР Вячеслав Покумейко взял меня в коллектив солисткой. Но мне хотелось того пения, которое я слышала от таневичских дедов. Поэтому продолжила свои экспедиции по Таневичам и обнаружила клад – огромный репертуар народных традиций, обрядов, песен, танцев на белорусском и польском языках.

А в июле 1986-го в Житомле отмечали праздник деревни. Целый месяц готовясь к нему, я так сдружилась с местными, что мне захотелось создать в деревне свой фольклорный коллектив. Так зародились «вечерки», на которых я черпала шутки, песни, частушки, танцы у пожилых житомлянцев. В свою очередь они, замечая столь искреннюю увлеченность, охотно делились всем. 

Эти теплые семейные посиделки легли в основу спектаклей «Житомлянские вечерки» для внутриколхозного смотра художественной самодеятельности. Стоило нам повариться в этой каше два года, как пошло-поехало: концерты, съемки в передачах на областном и республиканском телевидении, возрождение обрядов, фольклорные спектакли, анимационные программы, различные фестивали и конкурсы… И вот уже 35 лет «Матуліна песня» держит марку. Несомненно, я бы не справилась без коллектива Житомлянского дома фольклора. Наверное, трудностей было бы гораздо больше, не помогай нам руководители СПК «Прогресс-Вертелишки». За самые первые костюмы и дюжину головных уборов из соломки отдали столько денег, что хватило бы на квартиру. Александр Дубко, этот обаятельный, разносторонне развитый, изумительно щедрый человек, ворчал: «Ты колхоз на якорь поставишь». Но подписал документы. Именно Александр Иосифович уладил проблему, когда пятничным декабрьским вечером 1991 года накануне защиты коллективом звания «народный» нам сообщили, что нужно самим забирать комиссию Министерства культуры из Минска. Некоторые скептики не верили, что житомлянцев не отправят на пересдачу творческого экзамена. Мы же защитились на «отлично» сразу. Мало кому это удавалось. 

Диалог культур 

– А в какие суммы выливались зарубежные поездки! В 90-е мы знакомились с Польшей благодаря белорусам Белосточчины – фольклорному коллективу «Цаглінкі». А они открывали «крэсы всходне» с нас: гостей из Старого Левково принимали на житомлянской и вертелишковской землях. 

Большой вклад в укрепление дружбы между народами соседних стран и у таневичских артистов. Земляки видели меня с «Матулінай песняй» на телевидении и обижались, что я прославляю чужаков. Даже запретили дома появляться, если палец о палец для своих не ударю. Начиналось всё с обряда «Хаджэнне ў валакайнікі на Вялікдзень». Коллектив из Таневичей показывал его на Международном фестивале «Канапелька» в Кнышыне. Всем понравилось. Удивительно то, что я никогда не учила польский язык. В деревне молились на нем, разговаривали на польско-белорусской трасянке, но оканчивала я белорусскоязычную школу. 

Позже на пасхальные встречи пригласили народный театр народной песни «Матуліна песня» и образцовый фольклорный коллектив «Васілёчкі». Мол, если у меня прекрасно получается выступать на польском языке, то каким же будет представление на «мове»? Так и получилось: остальные участники исполняли по пару песен, а белорусские коллективы находились на сцене по часу каждый. Я до сих пор ношу в сердце любовь польских зрителей, которой те нас одаривали на протяжении многих лет. 

Речь для Президента

– Никогда не забуду, как в 1995 году в сельскохозяйственном коллективном предприятии «Прогресс» встречали Александра Лукашенко. Рано утром я помчалась в правление. В кабинете, кроме руководителя Василия Ревяко, сидел председатель облисполкома Александр Дубко. Василий Афанасьевич попросил меня прочитать обращение к Президенту. Но я написала его накануне. И так как рассчитывала подучить эти две страницы текста на белорусском, то отказалась. Александр Иосифович поинтересовался: «Почему?» Я возьми и заяви, что не собираюсь раскрывать тайну перед посторонними. Повисла тишина. Дубко с недоумением произнес: «А кто здесь посторонний?» Потом сообразил: «Я, что ли?» «А кто еще?» – отвечаю. Он как рассмеется: «Тьфу на тебя!» Так я вышла из положения (улыбается). 

Где-то около 9 утра, свернув с трассы Гродно – Озеры в сторону Житомли и проехав метров 300-400, мы остановились на обозначенной флажками сеножати. В ожидании Президента я зубрила текст. И с каждой минутой всё яснее осознавала, что мне нельзя никого подвести. 

Часа через два прилетел вертолет. Все вытянулись по стойке смирно. За губернатором и руководителем стояли я с караваем и мои девчата с розами – в костюмах и высоких кокошниках. Вот двое военных выкинули трап. Молодой, красивый, высокий, стройный, из вертолета выскочил Александр Лукашенко. Пока он здоровался за руку с мужчинами, я твердила про себя молитву к Божьей Матери. Затем Александр Григорьевич приблизился ко мне. Даже на каблуках я была ниже его, поэтому пришлось задирать голову. И глаза под таким цепким взглядом не опустишь. Но, слава богу, я ни разу не сбилась. 

Наконец все расселись по машинам, тронулись. Через пару минут слышу до боли знакомый голос: «Нигде еще так достойно не встречали Президента Беларуси, как в «Прогрессе». Оборачиваюсь, в памяти всплывает фамилия говорящего, и я спрашиваю: «Никак сам господин Богданкевич говорит мне комплимент?» Председатель Нацбанка, крайне довольный тем, что его узнали, кивает: «Да, он самый». Тут лишь до меня дошло, что люди в сером на площади Вертелишек и на поле и есть правительство и служба безопасности. А я-то наивно полагала, что Президент прилетел один. И не понимала, почему: Василий Афанасьевич предупреждал о представителях областных структур и правительства. То есть всё это время они видели, как мы с Александром Дубко обменивались шутками! 

Дальше – больше. Тогда нам, наверное, единственный раз не платили целых два месяца. И вот я продолжаю: «Послушайте, господин Богданкевич, если Вы и дальше не будете нам платить вовремя зарплату, то я и мои девчонки не будем на Вас работать». Станислав Антонович возражает: «А причем здесь я? Вот перед Вами сидит министр финансов Павел Дик, пусть он с этим и разбирается». Какой ужас меня охватил! После пережитого стресса трясло еще долго (смеется).

Божья благодать 

– Мой хороший друг, исследователь белорусского фольклора и этнографии Василий Литвинко любил говорить: «Ты ішла ў фальклор у прыцемках, але сваёю сцежкаю». Действительно, моя специальность «Организатор-методист клубной работы» подразумевала написание сценариев культурных мероприятий. Меня же захватил фольклор, которому в вузах не обучали. Мне преподали его в университете народной культуры трех деревень – Таневичей, Житомли и Вертелишек. Теорию я понемногу брала на лекциях белорусских и польских ученых. И та огромная работа, которая проделана в житомлянской и таневичской сельской филармониях, все наши достижения подтверждают верность однажды избранного пути.

Но как фольклорист я состоялась лишь потому, что за плечами были Герой Социалистического труда и Герой Беларуси Александр Дубко и Герой Беларуси Василий Ревяко. И вот судьба снова свела с Александром Иосифовичем – на вручении названной в его честь премии. Удостойся я титула лучшего художественного руководителя народного любительского коллектива Принеманья лет 40 назад, у меня бы снесло крышу от радости (смеется). Но когда меня только поглотили культпросветработа и фольклор, я не примеряла на себя награды. Вовсе не из-за заниженной самооценки, как часто повторял директор музея «Замковый комплекс «Мир» Александр Лойко, который долго заведовал отделом народного творчества Гродненского областного научно-методического центра народного творчества. Но мне казалось, что для признания на таком уровне, как у того же Вячеслава Покумейко, нужно свернуть горы. К тому же я уверена: как бы сильно ни мечтал о чем-то, если твой путь не совпадает с дорогой Господа, ты никогда не будешь этого иметь. Поэтому хочется верить, что наша посланная в небесные купола песня отзывается господней благодатью, которая и выражается в наградах, цветах, подарках или деньгах.