Эстрадная исполнительница Алина Чижик шутит, что 2022-й оказался для нее не годом Тигра, а годом Лошади. Он был наполнен различными проектами, съемками телепередач и клипов, концертами, премьерами песен и фестивалями. И труд сторицей окупился: девушке вручили премию имени А. И. Дубко за творческие достижения в сфере культуры и искусства. «Перспектива» расспросила обладательницу почетного статуса «Артист года» о кумирах, хитах, пользе йоги голоса и планах на будущее.
Сцена как призвание
– Кто первым заметил в вас талант?
– Мне было лет 9, когда крестная и тетя Алина Безенсон услышала, как на свадьбе я исполняю песню «За четыре моря». Она посоветовала родителям отдать меня в музыкальную школу. Те поначалу были против, но потом согласились: папа – сам музыкант-самоучка, мама пела в фольклорном хоре. И пять лет два раза в неделю отвозили меня из Мильковщины в Скидель за 17 км, терпеливо ждали с занятий. Причем меня не сразу хотели принимать на фортепиано, потому что в этом возрасте у ребенка уже сформированы кисти рук. Пошли навстречу только потому, что тетя композитор да я пообещала за один год освоить программу двух классов.
– Помните свои первые аплодисменты?
– На одном из школьных концертов мне доверили выступить сольно с песней «История любви». Помню, что меня всю трясло. Я гадала, как меня примут. Когда после секундной тишины зал начал аплодировать, а кто-то закричал «Браво!», меня охватила эйфория. Тогда и поняла, что сцена – мое призвание.
– На кого хотела быть похожей юная Алина Чижик?
– Я была ярой фанаткой Шакиры: увешивала комнату ее постерами, вырезала интервью из газет и журналов и вклеивала в тетрадку. Однажды прогуляла урок в школе, чтобы посмотреть передачу про нее по телевизору. Даже испортила видеокассету с любимым папиным фильмом, записав поверх него интервью (смеется). Теперь у меня нет примеров для подражания, тем не менее я стараюсь брать лучшее у маститых артистов и музыкантов. Например, петь сердцем, как Анна Герман.
– От какой песни у вас бегут мурашки, сколько бы раз вы ее ни исполняли?
– Очень близка сердцу итальянская классика: обожаю «Памяти Карузо» и «Grande Amore» IL VOLO. А из авторского репертуара – композиция «Туда, где мама ждет»: никогда не надоест признаваться в любви своей малой Родине, хотя петь про дорогих тебе людей и место – всегда волнительно.
– После первого республиканского каравай-феста в Свислочи «Бацькава булка» ваша одноименная композиция стала гимном всех хлеборобов. Ожидали, что она «выстрелит»?
– Когда автор текста Ольга Богданович обратилась ко мне, то сказала, что нужно что-то динамичное и танцевальное. Я села за фортепиано – и аккорды сами полились из-под пальцев. Через три дня песня была готова. Но мы вообще не делали на нее ставки. И уж тем более никто не подозревал, что «Бацькава булка» настолько полюбится людям.
– Увидев обложку «Лістапад развітальны», многие наверняка решили, что ваш супруг тоже подался в артисты.
– На сцену Илья выйдет лишь затем, чтобы подарить мне цветы (улыбается). Он и так молодец, что достойно выдержал съемки шоу «Народный повар». Но «Лістапад развітальны» действительно должен был быть дуэтом . Не сложилось. Когда же для обложки и тизера песни в Инстаграм мы снялись с мужем, некоторые посчитали это дурным знаком. Но я только посмеялась, ведь сильным чувствам никакая песня не будет помехой. Тем более кто, как не муж, поддержит все мои сумасшедшие идеи?

.jpg)
Слились голосами
– А «Беларускі Новы Год» – это наш ответ зарубежным рождественским и новогодним песням?
– После успеха «Бацькавай булкі» я задумалась о том, что, к сожалению, подрастающее поколение воспринимает белорусский язык как иностранный. А тут как раз приближались зимние праздники. И я подумала, что композиций на белорусском о них действительно мало. Так и родился «Беларускі Новы Год». И песня, и видео с кадрами шествия Дедов Морозов получились душевными и атмосферными. Я горжусь тем, что через музыку приобщаю детей к нашей культуре. Может, в будущем даже запишу белорусскоязычный альбом.
– Вы не раз подчеркивали, что видите себя только сольным исполнителем. Тем не менее спели вместе с Александром Солодухой, Анатолием Ярмоленко, Германом Титовым, арт-группой «Беларусы». А дуэт с Тураном даже возглавлял чарты на канале Europa Plus TV Belarus.
– С мужчинами комфортно петь: они не перетягивают на себя одеяло (смеется). Туран сам предложил коллаб. Самое интересное, что мы встретились только на записи в студии. А так работали над текстом и аранжировкой и репетировали по телефону. К слову, к своему сольному концерту готовлю еще один дуэт – с победителем проекта ОНТ «Звездный путь» Геннадием Яколцевичем.
– Как относитесь к критике своего творчества?
– Маме и сестре обычно всё нравится (улыбается). К замечаниям мужа отношусь с юмором, хотя иногда меня может что-то задеть. Но я стараюсь не обижаться, а прошу объяснить, что не понравилось. Вдруг подскажет что-то дельное? Ведь хитами становятся песни, которые слушает простой народ. Поэтому его мнение и нужно спрашивать. А на негативные комментарии в соцсетях не реагирую. Самый же главный критик – я сама. Я вообще очень дотошный человек в музыке. Иногда этот перфекционизм только мешает: хочется успеть много, а он сжирает время, отсрочивает выпуск песни или клипа. Я хоть и пытаюсь с этим бороться, но пока не научилась.
– У вас богатый опыт участия в конкурсах. Что они вам дали?
– Cчитаю, что кастинги, проекты, конкурсы должен пройти каждый, кто хочет на большую сцену. Они важны для артиста: учат сценическому поведению, работе в команде, умению подавать себя, стилю и музыкальному вкусу. И пусть не всегда справедливы, зато, безусловно, делают нас сильнее. Ведь разочарование, огорчение, обида, досада, боль и злость забываются, а закаленный характер остается. Но даже если не выиграл или не дошел до финала, это не значит, что ты плохой артист. Главное – не опускать руки.
– А что вы считаете своей самой большой творческой неудачей?
– Национальный отбор на XXVIII Международный конкурс исполнителей эстрадной песни «Витебск–2019», когда от победителя Ивана Здонюка меня отделил всего лишь балл.
– Увидим ли мы вас в новом сезоне шоу «Фактор.by»? И на какую сцену вы еще не выходили, но мечтаете о ней?
– Для меня творческие состязания – уже пройденный этап. Хотя после второго места на XIX Республиканском конкурсе эстрадных исполнителей «Белазовский аккорд» в прошлом году мне предлагали снова поучаствовать в Национальном фестивале белорусской песни и поэзии «Молодечно» или попробовать себя на «Фактор.by». Что касается сцены… Может быть, покорить премию «Шансон года» (улыбается). Но, знаете, еще недавно мне казалось чем-то запредельным выступить во Дворце Республики да еще и перед Главой государства. А потом я осознала, что масштаб площадки абсолютно неважен: в деревне встречают порой теплее и душевнее, чем в большом городе.

Восточный мотив
– На Республиканском фестивале национальных культур Вы представляли арабскую и палестинскую диаспоры. Что связывает вас с Востоком?
– Любовь к нему началась, наверное, как и у многих, с сериала «Клон» (смеется). А после шоу «Академия талантов» продюсер предложил мне поработать за границей. Я рискнула и не пожалела. Два года работы в Бахрейне оказались золотым временем. Теперь представляю культуру Востока в нашей стране и городе.
– Вы обучались йоге голоса в Москве. Что это такое? Чем она может быть полезна тем, кто далек от музыки?
– У меня панический страх лишиться голоса: в нем – вся моя жизнь. После Бахрейна у меня появились узлы на связках. Профессор в Израиле, к которому я ездила лечить их, порекомендовал научиться правильно дышать. Потому меня и заинтересовала йога голоса. Мне захотелось изучать голос, его энергию, понимать, как звуки и вибрации исцеляют, и овладеть этими техниками. Получив в Москве сертификат инструктора по йоге голоса, я вела практики в Гродно в женском клубе. Сюда приходили за успокоением, глубоким расслаблением и раскрепощением: йога голоса – это не просто пение, а снятие внутренних барьеров, освобождение от подавляемых эмоций и телесных зажимов. Помню одну девушку, которая робко, едва слышно разговаривала. И как же все удивились, когда спустя полтора месяца регулярных занятий мы услышали ее настоящий голос – громкий, красивый и певучий.
– Не это ли вдохновило вас основать в 2019 году школу раскрытия голоса «Логос»?
– О своей вокальной студии или школе я мечтала еще с колледжа. Ее будущий логотип – лотос и внизу «Логос» – увидела… во сне. Уже позже узнала, что «логос» означает «слово, мысль», а лотос символизирует раскрытие творческого потенциала, рождение. К тому же если изменить одну букву в названии – получится «лотос», а если поменять местами несколько – «голос»… Улетая в Бахрейн, я твердо знала, что вернусь и открою свою школу.
– Какие горизонты манят вас сейчас?
– Хочется больше сочинять для себя и заниматься продюсированием. Мой новый проект – группа «Лоллипопс» из воспитанниц школы Эмилии Шлапаковой, Алисы Тивинской и Келли Кахлон. 9 февраля она презентовала сингл и клип «Чай земляничный». В апреле «Лоллипопс» с другими солистами студии поучаствуют в моем сольном концерте. На церемонии вручения премии А. И. Дубко впервые прозвучала песня «Лучший город». Выпустим ее весной. Когда же Гродно зазеленеет, снимем клип с красивыми видами нашего города. Ну а там не за горами еще несколько новинок. Одна из них – песня «Ми амор», которую представила на каравай-фесте «Бацькава булка».
– Талантливых людей много, но успех приходит не ко всем. По-вашему мнению, что имеет решающее значение: талант или труд?
– Успешного человека отличают три «Т». И если талант – это дар свыше, то чтобы чего-то добиться, нужно трудолюбие. Ну и придется набраться терпения и дождаться своего звездного часа. Всё получится, главное захотеть и приложить старания. Тогда тебя обязательно оценят.
