Изменения в Кодексе о культуре затронули 109 из 257 статей. Об этом на заседании итоговой коллегии Министерства культуры рассказал министр Анатолий Маркевич, передает корреспондент БЕЛТА. Он также назвал вопросы, которые затронут изменения и дополнения.
«Главным итогом совершенствования правового регулирования сферы культуры стало завершение работы над законопроектом, предусматривающим внесение изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о культуре. Изменения, затронувшие 109 из 257 статей, были внесены на основе анализа практики применения Кодекса и предложений, поступивших от управлений культуры, организаций и творческих союзов. В основном они коснулись вопросов охраны историко-культурного наследия, проведения культурных мероприятий, оцифровки библиотечных фондов и ряда других», — рассказал министр культуры.
По словам Анатолия Маркевича, были приняты меры, которые облегчат работу на уровне регионов.
«Новый закон вступит в силу с 2023 года. Министерство уже принимает необходимые меры для того, чтобы внедрение новых норм Кодекса было максимально удобным для регионов и организаций. Например, в целях обеспечения передачи на уровень регионов полномочий, касающихся производства работ на объектах, которые являются историко-культурными ценностями третьей категории, в 2022 году будет дополнительное повышение квалификации специалистов из областей и районов с увеличением численности обучающихся в три раза», — добавил министр.
Средняя обеспеченность культурных учреждений работниками составляет 96%
По словам министра культуры, кадровая политика является одним из ключевых направлений работы ведомства. «Одним из ключевых направлений деятельности Министерства культуры является кадровое обеспечение отрасли. На 1 февраля 2022 года в сфере культуры функционирует 5600 государственных организаций культуры, их обособленных структурных подразделений и филиалов. Штатная численность работников — 63900 человек. В течение года 33 работника и 1 организация награждены государственными наградами и почетными званиями Республики Беларусь. Обеспеченность кадрами организаций сферы культуры составляет в среднем 96%. Самый высокий показатель в 97% отмечен в Могилевской области, самый низкий — в Гродненской, где культурные организации обеспечены кадрами на 91%», — сообщил министр.
Он рассказал и о молодых специалистах, которые направляются в учреждения культуры по распределению. Почти половина из них остается работать по месту распределения и после окончания срока отработки.
«За последние три года в учреждения культуры республики были направлены по распределению 2367 выпускников. В настоящее время в среднем 45% выпускников продолжают трудиться на предоставленных им местах после окончания отработки по распределению. Самые высокие показатели закрепления молодых специалистов отмечены в Минской и Гродненской областях. В целях повышения количества таких специалистов регионам необходимо шире использовать возможности целевой подготовки кадров из числа местных жителей», — отметил Анатолий Маркевич.
Кроме того, он добавил, что пристальное внимание уделяется и работе с руководителями культурных учреждений. Постепенно их состав омолаживается.
«В 2021 году особое внимание было уделено работе с руководящими кадрами. Осуществляется постепенное омоложение их состава. Средний возраст сотрудников, которые были назначены на руководящие должности, составил 42-43 года. С руководителей повышен спрос не только за выполнение экономических показателей, но и за дисциплину и моральный климат в коллективах. Целям укрепления и морально-психологического климата в коллективах призвано служить утверждение в каждой организации кодекса чести работников культуры», — подытожил министр культуры.
Игорь Петришенко: необходимо сохранить историческую правду и донести ее до потомков
Белорусам необходимо сохранить историческую правду и донести ее до потомков. Такую точку зрения на заседании итоговой коллегии Министерства культуры выразил заместитель премьер-министра Игорь Петришенко.
«Говоря о проведении Года исторической памяти, нельзя не затронуть работу музейных учреждений как хранителей и проводников нашего исторического наследия. Ведь неслучайно в проект Конституции Республики Беларусь включены нормы об обеспечении государством сохранения исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Убежден, что в наше время, когда делаются попытки переписывания истории, искажения и замалчивания отдельных эпизодов той великой войны, данная норма жизненно необходима. Мы должны сохранить историческую правду и донести ее до потомков. Такая задача поставлена главой государства, и в ее реализацию должны включиться все наши музейные учреждения, начиная от наших ведущих и заканчивая школьными», — отметил Петришенко.
Он добавил, что музеи должны не просто участвовать в мероприятиях Года исторической памяти, но и в сотрудничестве с Национальной академией наук просвещать жителей Беларуси.
«Необходимо не просто участие музейных учреждений в мероприятиях Года, а выполнение ими совместно с Национальной академией наук Беларуси ведущей роли по просвещению, распространению знаний, достоверных сведений и фактов об историческом прошлом Беларуси, становлении и развитии белорусской государственности. История края, история создания организаций и ведомств, вклад известных земляков — вся информация о малой родине, собираемая и сохраняемая региональными музеями, также должна быть включена в экскурсионные программы, познавательные и иные разнообразные проекты совместно с учреждениями образования и различными организациями», — пояснил заместитель премьер-министра.
Петришенко считает, что белорусским музеям необходимо идти в ногу со временем и развивать новые формы работы. Не менее важно, по мнению заместителя, развивать маркетинговые стратегии, которые позволят привлечь посетителей.
«Не могу не сказать, что в Год народного единства деятельность наших музейных учреждений была, мягко говоря, мало заметна. Я жду от руководителей республиканских учреждений более активной деятельности. Развивайте и обновляйте новые формы работы, такие как дистанционные и виртуальные услуги, к активному введению которых нас подтолкнула пандемия. Не стоит забывать и об интерактивных выставках в самих музеях. Каждому учреждению необходимо выстраивание маркетинговой стратегии. От этого зависит сохранение интереса посетителей и эффективность донесения знаний и информации», — сказал Игорь Петришенко.
Игорь Петришенко: важно сохранить историко-культурное наследие страны
«В Год исторической памяти хочется обозначить важнейшую для сферы культуры тему охраны историко-культурного наследия. Историко-культурное наследие как концентрация и отображение исторической памяти является основой формирования самосознания белорусов и позволяет обеспечить преемственность духовных ценностей. На восстановление историко-культурных ценностей ежегодно выделяются средства из фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства и в рамках Государственной инвестиционной программы. Также выделяются средства на капитальные и текущие ремонты», — сообщил Петришенко.
Он отметил, что Министерству культуры в сотрудничестве с облисполкомами необходимо определить фронт работ на тех объектах, восстановление которых требует самых срочных решений.
«Полагаю, что Министерству культуры вместе с облисполкомами необходимо еще раз провести ревизию этих объектов, определить объемы, виды работ и источники финансирования на объектах, требующих принятия неотложных мер. Определите объекты, к восстановлению которых мы можем привлечь инвесторов, принимайте иные меры. Я считаю, что в Год исторической памяти как никогда актуально выработать системные решения, которые позволят сохранить наше историческое наследие и полностью использовать потенциал объектов», — подчеркнул заместитель премьер-министра.
Петришенко добавил, что принятие решений об историко-культурных ценностях особой категории находится в полномочиях областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета.
«В проекте закона Республики Беларусь, направленном на корректировку Кодекса о культуре, предусмотрена передача полномочий по принятию решений в отношении историко-культурных ценностей категории 3 на уровень облисполкомов, Минского горисполкома. Полагаем, что это позволит упростить принятие решений о проведении ремонтно-реставрационных работ на недвижимых материальных историко-культурных ценностях и в определенной мере дебюрократизировать эту сферу деятельности», — подытожил заместитель премьер-министра.